Методы, формы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. Я считаю, что работа с одаренными детьми необходима. В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности. Учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему и идти к конечной задаче – предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Современная наука определяет понятие «одаренности» как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [3].
Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах [1].
Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. Одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке [4].
Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых.
В нашей школе для такой работы неограниченное поле деятельности. И я верю, что каждый его ребенок одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. В нашей школе немало детей, которые нас радуют, приятно удивляют своим умом, творческими способностями. Мы стараемся вовремя увидеть их, а затем поддержать и развить, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Следовательно, перед современной школой стоит задача создания таких условий, которые помогают поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, его способности, реализовать и развивать его потенциальные возможности, обеспечивать образовательные потребности одаренных детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения.
Большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом для всестороннего развития личности обладает иностранный язык. Я как учитель иностранного языка должна заинтересовать своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок к творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.
Поэтому цель обучения детей иностранному языку может быть определена следующим образом:
• развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов;
• создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.
Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1-урочная деятельность - инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2-внеклассная работа -  предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся [2].
Реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку я осуществляю в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.
Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, которые позволяют поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся. Я - учитель, и передо мной стоит задача поиска таких технологий, при которых каждый бы ребенок раскрыл свою индивидуальность, свои способности. Стараюсь построить урочную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. Следовательно, для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
• исследовательский;
• частично-поисковый;
• проблемный;
• проективный.
Исходя из методов работы с одарёнными детьми нельзя не затронуть и основные формы работы:
• работа в парах, в малых группах;
• разноуровневые задания;
• творческие задания;
• консультирование по возникшей проблеме;
• дискуссия;
• игры.
Наиболее важным является раскрытие данной способности в следующих видах деятельности:
• предметные олимпиады;
• интеллектуальные марафоны;
• различные конкурсы и викторины;
• словесные игры и забавы;
• проекты и исследования по различной тематике (делают процесс обучения интересным; расширяют познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы);
• ролевые игры (активизируют творческий процесс на уроке; включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение.);
• индивидуальные творческие задания  (написание эссе, подготовка презентаций, написание  рефератов, литературные переводы, создание стихотворений по образцу, иллюстрации текстов или стихотворений,  создание открыток к праздникам, постановка спектаклей, составление кроссвордов, ребусов, словарей).
При работе с одаренными детьми я активно использую технологию развития критического мышления. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению. Считаю, применение технологии развития критического мышления просто необходимо. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Для развития критического мышления учащихся я применяю следующие методы и приёмы:
- Прием «Кластер» позволяет каждому выделить значимые именно для него понятия. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
- Метод «Шесть Шляп Мышления» позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу. Ценность метода в том, что учащиеся учатся рассматривать проблемы с различных точек зрения. На мой взгляд, этот метод незаменим во время обсуждения прочитанных текстов. Надевая белую шляпу, ребята пересказывают текст, воспроизводят конкретные факты, события. Желтая шляпа переключает внимание ребят на поиск положительных сторон той или иной проблемы. А вот чёрная шляпа, наоборот, заставляет искать отрицательные стороны этой же проблемы. В красной шляпе ребята высказывают свои чувства, своё отношение к проблеме. Находясь под зеленой шляпой, находят способы решения проблемы. Синяя шляпа предназначена для обобщения.
- Приём «Верите ли вы, что…» позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, развивает умение доказательно обосновывать своё мнение.
- Приём «Синквейн» дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то ученик в точности справился с заданием. Подобные виды работы помогают учителю увидеть учащегося класса не только как ученика, но и как личность, индивидуальность с только ему присущим видением и восприятием окружающего мира.
1 строка- 1 существительное (тема)
2 строка- 2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка- 1 предложение (отношение к теме)
5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы)
- Приём «Ромашка Блума» стимулирует различные виды мышления посредством вопросов разных уровней сложности
I уровень – простые вопросы, которые требуют однозначных ответов (What? Where? When?).
II уровень – уточняющие вопросы (He is confident , isn’t he?).
III уровень – интерпретирующие вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Why?)
IV уровень – оценочные вопросы, которые требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (What is your opinion?).
V уровень – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (What will happen next? If… what…?).
VI уровень – практические вопросы (What would you do if…?).
- Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.
- Метод «толстых» и «тонких» вопросов»
В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
- Метод «Дискуссия» - это обсуждение вопроса по заданной теме.
Все чаще применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования и помогают в работе с одаренными детьми. Активно использую личностно-ориентированные ситуации на уроке английского языка:
1. Личностно-ориентированная ситуация «Без ложной скромности»
Цель: развитие у школьника умения позитивно мыслить и определять в себе желаемые качества, формирование умения личностного самоопределения.
Форма выполнения: индивидуальная.
Описание задания: учитель обращается к детям со следующими вопросами: нравится ли им когда их хвалят, чья похвала нравится больше всего, умеют ли они говорить что-то хорошее о себе. Учащиеся вместе с учителем приходят к выводу, что похвала помогает им добиваться в жизни успеха и доводить до конца трудные дела. После этого учитель предлагает учащимся подумать о трех вещах, которым они хотели бы научиться или которые хотели бы делать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представили бы себе, что они уже умеют делать их и сформулировали это в утвердительной форме на английском языке. Например, «I run very fast», «I write interesting stories», «I swim very well». Учащимся предлагается записать эти фразы большими буквами на листе бумаги, взять цветные карандаши и раскрасить их. В процессе выполнения задания учащиеся должны рассказать что-нибудь о важности добрых слов о себе, о том, как такие слова могут помочь им стать старательнее и добиваться больших успехов. По завершении  учащиеся показывают свой маленький плакат классу и громко зачитывают то, что на нем написано. Очень полезно организовать этот процесс так, чтобы ребенок при этом прохаживался по классу, обращаясь к конкретным детям, и каждую новую фразу говорил новому ученику.

2. Личностно-ориентированная ситуация «Моя Вселенная»
Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание школьниками своих мотивов, потребностей, желаний, стремлений.
Форма выполнения: индивидуальная, групповая.
Описание задания: учитель предлагает школьникам задуматься над вопросом, нужно ли человеку хорошо знать самого себя, чтобы быть успешным, чтобы хорошо учиться, из каких частей состоит жизнь каждого из них. Ответив на эти вопросы,  учащиеся рисуют на листе центральную окружность и восемь – вокруг нее. В центральной окружности нужно написать слово «I» - «Я», а в других – окончания следующих предложений:
1. Мое любимое занятие…..  -  My hobby is…
2. Мой лучший друг……. - My best friend is…
3. Мое любимое животное…… - My favourite animal is…
4. Мое любимое время года…… - My favourite season is…
5. Мой любимый литературный герой…..-  My favourite character is…
6. Моя любимая музыка…….- My favourite music is…
7. Мой любимый мультфильм….. - My favourite cartoon  is…
Учащиеся сравнивают свои ответы, проводятся групповые обсуждения на иностранном языке. Учитель задает вопросы для обсуждения: «Что нового вы узнали о себе?».

3. Личностно-ориентированная ситуация «Какой я буду кошкой»
Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности школьников, эмпатии и чуткости, знакомство с различными составляющими своей личности и характера.
Форма выполнения: индивидуальная, групповая.
Описание задания: учащимся дается инструкция: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее происходит коллективное обсуждение ситуации. Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам задание?

4. Личностно-ориентированная ситуация «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: углубление процессов самораскрытия, определение своих личностных особенностей и развитие самосознания.
Форма выполнения: индивидуальная, групповая.
Описание задания: учитель предлагает учащимся подумать и ответить на вопросы: «Почему я заслуживаю уважения?» «Какими достоинствами я обладаю?», а затем нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя и нарисовать свой портрет. Вдоль лучей написать все свои достоинства, все хорошее, что известно о себе на английском языке. Например, «I am smart»,  «I am the best friend», «I am kind», «I like to help people» и т.д. Нужно постараться, чтобы было как можно больше лучей. По завершению задания учащиеся сравнивают свои ответы, проводятся групповые обсуждения на иностранном языке.
5. Личностно-ориентированная ситуация «Зачем я?»
Цель: формирование у младших школьников смыслообразования, понимания мотивов собственной деятельности.
Форма выполнения: индивидуальная, фронтально-коллективная.
Описание задания: учитель приносит на урок большую бумажную ромашку, на обратной стороне каждого лепестка которой написаны вопросы “Зачем я учу иностранный язык?”, “Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?”, “Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?”, “Чему я научился на уроке?» «Что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?”. Учащимся предлагается сорвать по одному лепестку с ромашки и ответить на вопросы.
Методические рекомендации по использованию личностно-ориентированных ситуаций на уроках английского языка:
1) учителю следует обращать внимание на развивающую ценность любой личностно ориентированной ситуации, формируя нужные ценности, в том числе внутреннюю позицию школьника, прибегая к диалогическому общению и включая детей в процесс обсуждения;
2) учителю следует создавать такие личностно ориентированные ситуации общения, которые позволяли бы ученику проявлять инициативу и самостоятельность;
3) учителю следует ненавязчиво транслировать детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере, убедиться в их важности и значимости;
4) учителю следует транслировать смысл учения детям, показывать для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;
5) учителю следует помочь ребенку найти самого себя, выстраивая индивидуальный маршрут, оказывая психолого-педагогическую поддержку, создавая благоприятный психологический климат и ситуацию успеха для каждого ребенка.
Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении моей работы в школе, я пытаюсь достичь этого.